18 сентября в санатории «Сахарный ключ» города Владивостока состоялась отчётно-выборная конференция Приморской краевой общественной профсоюзной организации профессионального союза работников автомобильного транспорта. На повестке дня обсуждались самые актуальные для автотранспортников вопросы и пути их решения.
За период с прошлой отчётно-выборной конференции, которая прошла пять лет назад, президиумом крайкома были приняты важные решения по различным направлениям деятельности: повышению эффективности социального партнёрства, выполнению федеральных отраслевых соглашений, коллективных договоров, организации коллективных действий, усилению правовой защиты членов профсоюза, укреплению профсоюзных первичных организаций.
Во время нынешней конференции её участники обсудили немало проблемных вопросов, в том числе касающихся автотранспортных подразделений и зависимых обществ ПАО «Приморавтотранс». На сегодняшний день в Приморском крае закрыто 13 городских и 56 пригородных маршрутов по причине их убыточности. Вследствие чего 28 населённых пунктов остались без автобусного сообщения, несмотря на то, что во многих районах это является единственным видом транспорта. Жители вынуждены пользоваться услугами нелегальных перевозчиков, которые не имеют права работать на маршрутах, не выполняют требований безопасности дорожного движения, устанавливают тарифы на своё усмотрение.
Основной причиной сокращения маршрутной сети является растущая убыточность городских и пригородных перевозок из-за того, что уровень действующих тарифов, особенно в сельской местности, не обеспечивает даже безубыточную работу предприятий, не говоря уже об их прибыли. У предприятий нет средств на повышение заработной платы, поддержание и развитие производственной базы, обновления автопарка, от чего они приходят в упадок и могут прекратить свою деятельность, как это случилось в Ольгинском, Лазовском, Чугуевском районах.
Все письма и обращения к губернатору края не дали никакого результата и президиум крайкома профсоюза принял решение начать подготовку трудовых коллективов к проведению забастовки. В коллективах автотранспортников прошли собрания с выдвижением требований к властям по проблемам трудовой деятельности предприятий. В самое ближайшее время президиум определит дату и форму проведения забастовки, даст официальное уведомление о месте, форме и дате проведения мероприятий в администрацию края. Если члены профсоюзов будут едины, плечом к плечу, то это заставит власть повернуться к проблемам автоперевозчиков и их трудовых коллективов.
Говоря о единстве профсоюза, надо отметить, что сегодня он насчитывает более двух с половиной тысяч человек. Представьте, какова будет сила организации, если каждый из них приложит определённые усилия для решения актуальных проблем предприятия. Кстати, одной из задач краевого комитета является привлечение к работе молодёжи. Профсоюзу нужны молодые, инициативные люди, которые принесли бы свежие идеи, новое дыхание. В связи с этим в 2014 году президиумом был создан Молодёжный совет при крайкоме профсоюза. Его председателем был утверждён молодой и перспективный сотрудник ПАО «Приморавтотранс» Антон Кладов.
Четверть века существует практика социального партнёрства между профсоюзом и руководством ПАО «Приморавтотранс». И в каком бы экономически тяжёлом положении не находилось это предприятие, работники коллектива – члены профсоюза имеют право на дополнительные льготы, повышенные минимальные гарантии по оплате труда, более благоприятные по сравнению с предусмотренными действующим законодательством нормами доплат и компенсаций. Это позиция ПАО «Приморавтотранс», пример порядочного отношения, стремления рассматривать работника коллектива как партнёра со стороны руководства.
Сильный профсоюз оказывает значительное влияние на положение дел в экономике, производстве, социальном благополучии трудящихся. Отрадно, что сегодня активно работают такие профсоюзные организации как: Уссурийская а/к 1273 (председатель Надежда Эйснер), Октябрьское АТП (председатель Татьяна Мережко), «Транскомсервис» (предеседатель Надежда Штофблат), гостиница «Таёжная» (председатель Марина Выпрынцева), Управление ПАО «Приморавтотранс» (председлатель Наталья Сердюк). Хочется отметить и руководителей, которые помогали сохранить профсоюз, поддерживали его в трудную минуту. Это Валерий Михайлов, Валентина Финагеева, Олег Старовойтов, Александр Кладов, Михаил Мартынов, Геннадий Путилов, Алексей Савельев, Руслан Султанов, Владимир Макаров, Леонид Супрунов, Владимир Косяник. Огромная благодарность и генеральному директору ПАО «Приморавтотранс» Вячеславу Мартыненко, который при всей своей занятости находит время и возможность рассматривать профсоюзные вопросы.
К сожалению, не все первичные профсоюзные комитеты научились в полной мере использовать те инструменты, которые имеются у профсоюза для реализации защиты законных прав и интересов работников. Многие не выполняют Устав профсоюза, забыли, что такое профсоюзные собрания, не доводят до рядовых членов профсоюза информацию о проводимой работе профсоюзов всех уровней. Не везде имеются уголки профсоюзной работы. Некоторые председатели профкомов не могут компетентно объяснить о целях и задачах профсоюзного движения, несмотря на то, что соответствующую подготовку и обучение проходят и имеют необходимый методический материал.
Неудачное избрание председателя бывает зачастую главной причиной потери профорганизации, когда пассивность, нежелание вести эту работу профсоюзного лидера порождает у членов профсоюза сомнения. Судят о профсоюзе в целом по действиям своего профессионального органа. Не видно работы на этом уровне, нет опоры на профсоюз предприятия, значит, и не нужен такой профсоюз в целом. Есть примеры таких профорганизаций: Ханкайское АТП (председатель Валентина Ковалёва), Дальнегорское АТП (председатель Сергей Мавренков), Большекаменское АТП (председатель Валентин Киселько). И люди сами по себе хорошие, но работы ими не ведётся. Всё мешает — и погода, и природа, и сезонность, и отдалённость… А потом начинаются разговоры: а что даёт профсоюз?
Особо важным сегодня остаётся понятие мотивации профсоюзного членства. Члены профсоюза имеют возможность оздоровиться на курортах Шмаковка, Амурский залив и даже Крыма, имея льготу в оплате стоимости путёвки 20-25 %. Также профсоюз взял на себя оплату юридических услуг при рассмотрении вопросов членов профсоюза. Ни один из защищаемых заявителей не заплатил ни рубля на юристов, адвокатов, судебные издержки.
Подводя итоги вышесказанному, надо сказать, что только сильная, единая, организационно крепкая финансово подкреплённая профсоюзная организация способная решить стоящие перед профсоюзом задачи обеспечения социальной защиты и гарантий трудового человека.
Председатель Приморского крайкома общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства
Юрий Пошивайло.